Методическая копилка

 

Развивающие игры, направленные на психокоррекцию гиперактивности у детей.

Игры разработаны Ю.С. ШЕВЧЕНКО — док­тором медицинских наук, заведующим ка­федрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психо­логии Российской Медицинской академии­ последипломного образования и дефектологом М.Ю ШЕВЧЕНКО.

 Три группы развива­ющих игр для детей с синдромом ги­перактивности, которые могут чере­доваться в структуре единого игро­вого сюжета специально организо­ванных занятий, можно играть в них и в свободное время.

1. Подвижные игры на развитие внимания

а) «Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трас­сы» слалома, которые соревную­щиеся команды должны преодолеть­, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повтор­ной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

б) «Гонка за лидером». Двое участников состязания стоят за кру­гом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спи­ной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, то считается побежденным.

в) «Запомни ритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышан­ный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изо­бражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними — паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соот­ветствии с их зрительным изображе­нием. После освоения всеми ритми­ческой мелодии она воспроизводит­ся по кругу в индивидуальном, а за­тем — нарастающем темпе. Сбив­шийся выбывает.

г) «Машинка». По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваива­ется пантомимическая модель, со­стоящая из последовательных групп движений, каждой из которых при­думываются условные обозначения (два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).

д) На основе игр, описанных в пунктах «в» и «г», предлагается иг­ра «Повтори за мной». Первый уча­стник демонстрирует сопернику соб­ственный ритм или пантомимиче­скую модель в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же последний справился с за­данием, то уже он предлагает следу­ющему свой образец для повтора.

е) «Шапка-невидимка». В тече­ние 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

ж) Игры на распределение вни­мания:

«Мяч в круге» — стоя в круге, участники перебрасывают друг дру­гу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализи­руя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

«Броуновское движение» — ве­дущий вкатывает в круг один за дру­гим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни оста­новиться, ни выкатиться за пределы круга.

«Волейбол без мяча» — две ко­манды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующих дви­жений.

2.Тренировка усидчивости

а) «Скамья запасных». Выбыв­ший из какой-либо игры должен си­деть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вер­теться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

б)  «Восковая  скульптура».До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в ка­кой его оставил «скульптор».

в) «Живая картина». Создав сю­жетную сценку, ее участники зами­рают до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

г)«Автомобиль». Дети выступа­ют в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.

д) «Море волнуется» и другие игры типа «Замри — отомри».

3.Тренировка выдержки — контроль импульсивности

а) «Сила честности». Каждый член команды должен по очереди от­жиматься от пола столько раз, сколько сможет, но «честно», т. е. не сгибаясь, полностью касаясь гру­дью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «честный» отжим не получается, игрока сменяет парт­нер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой набравшая 100 «честных» от­жиманий. То же можно предложить с качанием пресса.

б) «Съедобное — несъедоб­ное», «Черное с белым не но­сить», "«Да» и «Нет»" не говорить и подобные игры, требующие само­контроля во избежание импульсив­ных реакций.

в) «Подскажи молча». Там, где по условиям игры дети подсказыва­ют друг другу, это разрешается де­лать, но только молча. Выкрикнув­ший подсказку, штрафуется или на­казывается вся команда.

г) «Продолжи ритм». Каждый участвует в непрерывном воспроиз­ведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со сво­им хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок вы­бывает.

д) «Скалолазы». Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за ра­зом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одно­временно две конечности, считает­ся «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, пер­вая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

Добившись возможно больших проявлений внимания, самоконтро­ля и усидчивости в играх с нагрузкой на одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям одновременно в различных сочетаниях: внимание + усидчивость, внимание+сдержанность, усидчивость+сдержанность. Таковыми являются игра в жмурки с не завязанными, а «на честность» закрытыми глазами, игры «Кто ушел?», «Кто где сидел?», «Слепой скульптор» и т. п.

  

Как снять профессиональные стрессы

    Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить педагогический стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:

  1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Способы борьбы со стрессом

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием). 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

ПО АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

        Уважаемые родители предлагаем вам, обратить внимание на 15 самых распространенных родительских ошибках в процессе привыкания детей к дошкольному учреждению и о том, как их избежать.

 

Итак, НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

1. Начинать отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду: отнимать от груди, забирать соску, отменять памперсы перед приходом в детский сад или с первых дней посещения. Этого делать ни в коем случае нельзя. Начинать лучше либо за полтора-два месяца до посещения, либо уже после привыкания к садику. 

2. Планировать выход на работу одновременно с приводом ребенка в садик. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.

3. Излучать тревогу. Ребенок не знает, что его ждет впереди. Он не знает, как надо относиться ко многим вещам, что хорошо, что плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов, поведения. Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию. Если папа заранее уверен, что воспитатели в группе невоспитанные, необразованные, скорее всего, ребенок будет страдать от общения с этими людьми.

    Прежде чем отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами, предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его профессиональным педагогам.

Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками, интересно проводить время, развиваться. Я хочу, чтобы он пошел в садик»

4. Болезненно реагировать на плач ребенка или уговоры пойти обратно домой или вообще не ходить в детский сад. Обычно все дети плачут, так как они привязаны к родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Это нормальная реакция здорового ребенка. Как только ребенок убедится, что ему в садике безопасно и интересно…он успокоится.

5. Перекладывать ответственность.

    Иногда мамы говорят: «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность за принятие решения с себя на очень маленького человечка.

      Сложно малышу подчиняться новым требованиям, сложно учиться общаться с ровесниками. В детском саду обязательно будет место негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с положительными, так и с отрицательными моментами. Конечно, прощание с мамой — это острое переживание. И если родители вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с новой ситуацией, задают каждый раз вопрос: «А тебе нравится? А будешь ли ты ходить в детский сад?», — они, скорее всего, получат в ответ «Нет!» в виде утренних истерик.

       Привычка ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок может выражать нежелание идти в детский сад. Родители не должны соглашаться на уговоры ребенка. Лучше мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты — в детский сад…». Самая большая ошибка — уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на самом деле — болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома и вызвать врача.

6. Несистематические посещения ДОУ.

   Иногда мамы относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает манипулировать взрослыми через крики и слезы.

     Не забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям

7. Неправильный режим дня

    В садик нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети привыкли засыпать после 22.00. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ: завтрак — 09.00 утра; обед — 12.00 часов; сон с 13.00 до 15.30; полдник в 16.00 часов, укладывание на ночь не позднее 21.00-22.00 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима.

 8. Особый режим питания дома

     Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу, приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу и запеканку.

     А кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике скорее всего будет убегать из-за стола; без концентрации внимания на мультике не сможет долго сидеть на одном месте.

 

И, напоследок, легче адаптироваться малышу к саду помогут «ритуалы» расставания.  

«Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

Например, уходя, мама всегда:

— на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;

— целует и говорит, куда уходит и когда придет;

—передает ребенка взрослому (воспитателю), с которым он остается и уходит.

      Такое поведение помогает ребенку привыкнуть к расставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает ребенку ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

 

                  Успехов Вам и Вашему малышу!

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий