Развивающие игры, направленные
на психокоррекцию гиперактивности у детей.
Игры разработаны Ю.С.
ШЕВЧЕНКО — доктором медицинских наук, заведующим кафедрой детской и
подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской
Медицинской академии последипломного образования и дефектологом М.Ю ШЕВЧЕНКО.
Три
группы развивающих игр для детей с синдромом гиперактивности, которые могут
чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных
занятий, можно играть в них и в свободное время.
1. Подвижные игры на
развитие внимания
а)
«Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы»
слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба
конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из
них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой
прошедшая трассу без ошибок.
б) «Гонка за
лидером». Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных
стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт,
игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель
выявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул,
то считается побежденным.
в) «Запомни
ритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель,
которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный
образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает
число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а
тире между ними — паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи
предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным
изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится
по кругу в индивидуальном, а затем — нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
г) «Машинка». По той
же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель, состоящая
из последовательных групп движений, каждой из которых придумываются условные
обозначения (два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»).
д) На основе игр,
описанных в пунктах «в» и «г», предлагается игра «Повтори за мной». Первый
участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель
в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно
воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном
случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, то выбывает
соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему
свой образец для повтора.
е)
«Шапка-невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы,
собранные под шапкой, и затем перечислить их.
ж) Игры на
распределение внимания:
«Мяч в круге» — стоя
в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя
о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был
пойман.
«Броуновское движение»
— ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных
мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.
«Волейбол без мяча»
— две команды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам (на
три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующих движений.
2.Тренировка
усидчивости
а) «Скамья
запасных». Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее
окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду
налагается штрафное очко или засчитывается поражение.
б) «Восковая скульптура».До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».
в) «Живая
картина». Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока
водящий не отгадает название картины.
г)«Автомобиль». Дети
выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота»
и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.
д) «Море
волнуется» и другие игры типа «Замри — отомри».
3.Тренировка выдержки —
контроль импульсивности
а) «Сила
честности». Каждый член команды должен по очереди отжиматься от пола
столько раз, сколько сможет, но «честно», т. е. не сгибаясь, полностью касаясь
грудью пола и поднимаясь на вытянутые руки. Как только «честный» отжим не
получается, игрока сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец
строя. Побеждает команда, первой набравшая 100 «честных» отжиманий. То же
можно предложить с качанием пресса.
б) «Съедобное —
несъедобное», «Черное с белым не носить», "«Да» и «Нет»" не говорить и
подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.
в) «Подскажи
молча». Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, это
разрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку, штрафуется или
наказывается вся команда.
г) «Продолжи
ритм». Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма,
имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим
хлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.
д) «Скалолазы». Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.
Добившись возможно
больших проявлений внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой на
одну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциям
одновременно в различных сочетаниях: внимание + усидчивость,
внимание+сдержанность, усидчивость+сдержанность. Таковыми являются игра в
жмурки с не завязанными, а «на честность» закрытыми глазами, игры «Кто ушел?»,
«Кто где сидел?», «Слепой скульптор» и т. п.
Как снять профессиональные стрессы
Часто бывает,
что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь
необходимо помнить, что не бывает
идеальной работы.
Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены.
Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью
приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию –
измените своё отношение к ней.
Осознав
реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся
далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь
приспособиться к действительности.
Ослабить
педагогический стресс можно, если:
- Не прекращать самообразования,
совершенствовать свои профессиональные навыки.
- Обязательно планировать своё время
так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно
быть в курсе последних новостей.
- Планировать периоды для отдыха,
хотя бы кратковременные.
- Быть в курсе новых идей.
Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке
и опустошению.
- Научиться планировать своё время.
Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность
отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.
Правила:
- Побольше общения и с коллегами, и с
друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими –
уникальный способ избавления от стресса.
- Вне работы о работе стараться не
говорить.
- Найдите в своём окружении или среди
знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая
эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём
положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из
своего прошлого – “бывает и хуже”).
- Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Способы борьбы со стрессом
- Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие
мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для
релаксации и т.д.).
- Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок
недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится
той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых
случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
- Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания,
некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
- Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
- Окружающая природа как источник положительной и отрицательной
энергии
(использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений,
животных).
- Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с
нашим эмоционально – психическим состоянием).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
ПО АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
Уважаемые родители предлагаем вам, обратить внимание на 15
самых распространенных родительских ошибках в процессе
привыкания детей к дошкольному учреждению и о том, как их избежать.
Итак, НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
1. Начинать отучать ребенка от ранее сложившихся
привычек, которые не приняты в детском саду:
отнимать от груди, забирать соску, отменять памперсы перед приходом в
детский сад или с первых дней посещения. Этого делать ни в коем случае нельзя.
Начинать лучше либо за полтора-два месяца до посещения, либо уже после
привыкания к садику.
2. Планировать выход на работу одновременно с
приводом ребенка в садик. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад,
не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители
должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
3. Излучать тревогу. Ребенок не знает, что его ждет
впереди. Он не знает, как надо относиться ко многим вещам, что хорошо, что
плохо. Он смотрит на родителей и считывает отношение к миру с их мыслей, слов,
поведения. Если мама отвела ребенка в сад, а потом проревела полдня от
переживаний разлуки с крошкой, ребенку будет крайне сложно перенести адаптацию.
Если папа заранее уверен, что воспитатели в группе невоспитанные,
необразованные, скорее всего, ребенок будет страдать от общения с этими людьми.
Прежде чем
отдавать ребенка в сад, надо разобраться с собой, своими страхами,
предрассудками. Надо быть готовыми отпустить от себя ребенка, доверить его
профессиональным педагогам.
Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет
в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со
сверстниками, интересно проводить время, развиваться. Я хочу, чтобы он пошел в садик»
4. Болезненно реагировать на плач ребенка или уговоры пойти обратно домой или вообще не
ходить в детский сад. Обычно все дети плачут, так как они привязаны к
родителям, любят их и не хотят расставаться с ними. Это нормальная реакция
здорового ребенка. Как только ребенок убедится, что ему в садике безопасно и
интересно…он успокоится.
5. Перекладывать ответственность.
Иногда мамы
говорят: «Попробуем походить в сад, если ребенку понравится, будем ходить, если
не понравится, заберу». Такая установка в большинстве случаев заранее обречена
на неудачу. Здесь родители банально перекладывают ответственность за
принятие решения с себя на очень маленького человечка.
Сложно малышу подчиняться новым требованиям,
сложно учиться общаться с ровесниками. В детском саду обязательно будет место
негативным эмоциям, ведь любой новый жизненный этап всегда связан как с
положительными, так и с отрицательными моментами. Конечно, прощание с мамой —
это острое переживание. И если родители вместо того, чтобы помочь ребенку
справиться с новой ситуацией, задают каждый раз вопрос: «А тебе нравится? А
будешь ли ты ходить в детский сад?», — они, скорее всего, получат в ответ
«Нет!» в виде утренних истерик.
Привычка
ходить в детский сад сложится постепенно. В течение одного-двух месяцев ребенок
может выражать нежелание идти в детский сад. Родители не должны соглашаться на
уговоры ребенка. Лучше мягко настаивать на своем: «Мама идет на работу, а ты —
в детский сад…». Самая большая ошибка — уступить ребенку, найти возможность
остаться дома (отпроситься на работе, вызвать бабушку и так далее). Далее он
будет проситься все настойчивее и настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют
своего ребенка и знают, когда он пытается манипулировать ситуацией, а когда на
самом деле — болеет. При болезни следует обязательно оставаться дома и вызвать
врача.
6. Несистематические посещения ДОУ.
Иногда мамы
относятся к вопросу посещения садика несерьезно: проспали, не хочется рано
вставать, малыш закапризничал, решили отдать его на недельку бабушке. Через
некоторое время ребенок понимает, что посещать сад не обязательно, и начинает
манипулировать взрослыми через крики и слезы.
Не
забывайте, что детский сад – это своего рода работа для детей, а значит, ходить
в дошкольное учреждение нужно каждый день. Систематичность и регулярность
посещения поможет крохе скорее привыкнуть к новому статусу и новым обязанностям
7. Неправильный режим дня
В садик
нужно вставать рано, что становится реальной проблемой для родителей, чьи дети
привыкли засыпать после 22.00. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже
сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом
ДОУ: завтрак — 09.00 утра; обед — 12.00 часов; сон с 13.00 до 15.30;
полдник в 16.00 часов, укладывание на ночь не позднее 21.00-22.00 часов. И
стараться максимально придерживаться этого режима.
8.
Особый режим питания дома
Некоторые
родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок,
получающий дома только протертую пищу, приходит в садик
с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только
макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать овощное рагу
и запеканку.
А кормление
дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок
в садике скорее всего будет убегать из-за стола; без концентрации внимания
на мультике не сможет долго сидеть на одном месте.
И, напоследок, легче адаптироваться малышу к
саду помогут «ритуалы» расставания.
«Ритуал» — это порядок действий, который взрослые
повторяют раз за разом.
Например, уходя, мама всегда:
— на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;
— целует и говорит, куда уходит и когда придет;
—передает ребенка взрослому (воспитателю), с которым
он остается и уходит.
Такое
поведение помогает ребенку привыкнуть к расставанию. Не с первого дня, а именно
тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает
ребенку ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет
и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Успехов Вам и Вашему малышу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий