Родителям


                         Необходимые навыки будущего первоклассника.

Готовя ребенка к первому классу, очень важно обучить его навыкам, связанным с мелкой моторикой.

         Почему важно уметь вырезать?

     Вырезание иногда кажется нам намного менее важным умением для первоклассника, чем чтение или письмо. Но первые полгода или год в первом классе от ребенка потребуется очень много вырезать. Желательно научить его вырезать ровно и правильно еще до первого класса, чтобы не создавать ему в школе дополнительных трудностей.

Итак, как правильно вырезать?

Принципы работы с ножницами.

1.Положение рук

Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить. 

1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.

2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом. 

3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны вырезании.

 Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.

Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.

Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.

Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.

Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху.  Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что, вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.

2.Захват ножниц

Как правильно держать ножницы? Прежде всего, лучше купить ребенку удобные для вырезания ножницы, особенно если ребенок маленький и только начинает учиться вырезать.  Стоит взять ножницы с мягкими кольцами, обитыми гибкой резиной. Особенно удобны такие, где одно из колец больше другого - то кольцо, в которое вдеваются указательный и средний палец.  В общем, правильный захват ножниц - это когда в большее кольцо вдеваются или указательный и средний пальцы, или только средний, указательный же ложится на кольцо снаружи и нажимает на ножницы при закрывании. Когда положение руки правильное, и ребенок правильно держит ножницы, можно начинать вырезать.

     Возьмите лист бумаги - лучше всего плотной. Если ребенок только учится вырезать - надо сначала научить его делать одиночные надрезы. Можно взять лист зеленого цвета и сделать "травку" – много одиночных надрезов по краю листа.

Как научиться вырезать ровно и красиво?

     Если ребенок уже умеет вырезать, но у него получается плохо, неровно, бумага рвется, то можно не останавливаться на стадии единичных надрезов.  Берете плотный лист бумаги, рисуете на нем толстую прямую линию, проверяете, что ребенок держит руки и ножницы правильно, и просите его вырезать точно по линии. На что надо обратить внимание? Прежде всего, посмотрите на лезвия ножниц при вырезании. Чтобы вырезать точно, ножницы надо закрывать слегка и тут же открывать. Если ножницы каждый раз закрываются до конца - место, до которого было вырезано, "теряется". Тогда обычно ребенок начинает следующий надрез в другом месте, и линия получается неровной, с "зубцами". Чтобы вырезать ровно, надо научить ребенка, вырезая, не закрывать ножницы до конца, а продвигаться маленькими шажками.

        Еще один важный момент - координация двух рук. Когда мы вырезаем, вырезающая рука (правая у правшей) только открывает и закрывает ножницы. Она не совершает больше никаких движений. Все манипуляции с бумагой совершает рука вспомогательная. Если ребенок вырезает прямую линию - вспомогательная рука просто движется по листу вперед, как бы стремясь "догнать" вырезающую руку. Если мы вырезаем квадрат - то нужно научить ребенка доходить до угла, поворачивать лист, не вынимая ножниц, и продолжать вырезать. Главное тут - что вырезающая рука не делает никаких движений, кроме открывания и закрывания ножниц. Ножницы при этом "смотрят" вперед.

Если мы вырезаем круг - следующая стадия - то можно помочь малышу, научив его    считать надрезы. После каждых трех надрезов мы передвигаем руку, держащую лист, поближе к ножницам. Тут опять можно использовать метафору -  левая рука пытается догнать правую.

        Если ребенок хорошо освоил основные принципы вырезания, он сможет вырезать и более сложные фигуры. Все дело в правильной координации двух рук и в умении делать маленькие надрезы.

                             Что еще важно уметь первокласснику?

Правильно точить карандаш.

     Далеко не все дети умеют быстро и хорошо точить карандаши - это действие требует координации и определенной сноровки.

Для начала, купите ребенку хорошую точилку. Обычно лучше покупать точилку, к которой присоединяется маленький контейнер, собирающий очистки. Научите ребенка опорожнять точилку на переменках.

Чтобы поточить карандаш правильно и быстро, точилка берется в недоминантную руку (левую у правшей, правую у левшей), а карандаш, соответственно, наоборот.  Точилка при заточке не двигается, крутим мы только карандаш, причем только в одну сторону, а не движениями туда и обратно (как делают многие дети). Прокрутили, отпустили руку, опять взялись за карандаш, опять прокрутили. После каждых трех-четырех прокруток стоит достать карандаш и проверить, достаточно ли он заточен.

Если у ребенка нет точилки с контейнером - научите его точить карандаш на ненужный лист бумаги, и складывать потом этот лист несколько раз так, чтобы очистки не выпали. На переменке он сможет выбросить очистки.

Стирать резинкой.

    Это не так просто, как кажется, и стоит научить ребенка стирать аккуратно и так, чтобы не мять листы. Нарисуйте маленькую линию карандашом, и покажите ребенку, что перед тем, как тереть бумагу, нужно ее хорошо натянуть. С одной стороны линии нужно поставить большой палец, с другой - указательный, нажать на бумагу с силой и развести пальцы в стороны, как бы желая растянуть ее. Когда бумага натянута - можно смело начинать стирать,  двигая резинкой сверху вниз.

Работать с линейкой.

    Это довольно простое умение, и обычно достаточно показать ребенку, как это делается, и потренироваться. Нарисуйте на листе бумаги две точки, покажите ребенку, что линейка прикладывается к первой точке снизу так, чтобы   она лежала ровно на точке - чтобы между линейкой и точкой не было никакого зазора. Снизу - это важно, так как нам необходимо видеть точку, иначе, если в результате неосторожного движения руки линейка "уедет" вниз - ребенок не заметит этого.

Второе - покажите малышу, что точно так же линейка прикладывается ко второй точке, но при этом мы двигаем линейку одной рукой, а второй придерживаем ее около первой точки.

Ну, и третье - проведение самой линии. Чтобы при проведении линии линейка не сдвинулась, надо   придерживать оба ее конца. Один конец придерживается указательным пальцем, другой – большим, наподобие того, как мы придерживали бумагу при стирании.

Возможно, ваш ребенок все это умеет сам, без того, чтобы кто-то ему это специально показывал. В принципе, малыш, не имеющий проблем с координацией, усваивает все эти умения быстро, просто пару раз посмотрев, как это делают другие, и чаще всего ему не нужна никакая помощь. Но если есть трудности с координацией, даже не очень серьезные -  эти мелкие действия могут занимать много времени и сил и являть собой дополнительный фактор стресса. А именно стресса мы и хотим избежать, в первый год обучения в школе.

                         

 

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ РЕБЕНКА

Задумывались ли мы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители? Не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно прочитайте "негативные установки", "позитивные установки" и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку! 
             Не говорите своим  детям того, чего бы вы  им на самом деле не желали!

  Негативные установки
"Сильные люди не плачут".
"Думай только о себе, не жалей никого".
"Ты всегда, как твой (я) папа (мама)".
"Дурачок ты мой!"
"Уж лучше б тебя вообще не было на свете!"
"Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)...".
"Не будешь слушаться - заболеешь!".
"Яблоко от яблоньки недалеко падает".
"Сколько сил мы тебе отдали, а ты..."
"Не твоего ума дело..."
"Бог тебя накажет!.."
"Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет".
"Не верь никому,обманут!.."
"Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!"
"Ты всегда это делаешь хуже других..."
"Ты всегда будешь грязнулей!"
"Женщина глупее мужчины..."
"Ты плохой!"
"Будешь букой - один останешься".
"Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки..."

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Позитивные установки
"Поплачь - легче будет".
"Сколько отдашь - столько и получишь".
"Какая мама умница! Какой у нас папа молодец! Они самые хорошие!"
"В тебе все прекрасно..."
"Какое счастье, что ты у нас есть!".
"Каждый сам выбирает свой путь".
"Ты всегда будешь здоров!"
"Что посеешь, то и пожнешь".
"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя".
"Твое мнение всем интересно".
"Бог любит тебя!"
"Кушай на здоровье!"
"Выбирай себе друзей сам..."
"Как ты относишься к людям, так и они к тебе".
"Как аукнется, так и откликнется".
" Каждый может ошибаться! Попробуй еще!"
"Какой ты чистенький всегда и аккуратный!"
"Чистота - залог здоровья".
"Все зависит от человека..." ,
"Я тебя люблю любого..."
"Люби себя и другие тебя полюбят".
"Все в этой жизни зависит от тебя"

И, как часто вы говорите детям...


- Я сейчас занят(а)...
- Посмотри, что ты натворил!
- Это надо делать не так...
- Неправильно!
- Когда же ты научишься?
- Сколько раз я тебе говорила!
- Нет! Я не могу!
- Ты сведешь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во все лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А вот эти слова ласкают душу ребенка!

- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо  понять и успокоить !

Комментариев нет:

Отправить комментарий